Причины, сущность и последствия опричнины
Страница 1

История » Московское государство в XVI веке » Причины, сущность и последствия опричнины

Как уже упоминалось, в 60-е года ХVI в. число мятежей, предательств и измен со стороны боярской знати было настолько велико, что возникала необходимость в усиление самодержавной власти царя. Царь считал, что все неудачи его политики неразрывно связанны с предательством бояр и что только он, обладая сильной самодержавной властью, сможет привести страну к победе в Ливонской войне и процветанию державы. Но основным препятствием к усилению его власти, как он считал, были боярские привилегии и боярско-княжеская оппозиция. Неразвитость форм государственного управления, время, в которое это всё происходило, а также особенности характера царя привели к установлению опричнины. Иван IV искоренял остатки раздробленности чисто феодальными средствами.

В конце 1564 года царь приказал собрать из городов в Москву с жёнами и детьми дворян, детей боярских и приказных людей, выбрав их поимённо. 3 декабря в Кремль приехало множество саней; из дворца вынесли и уложили в сани всякие драгоценности: иконы, кресты, одежды, сосуды и пр. Всем прибывшим из городов дворянам и детям боярским было приказано собираться в путь с царём. Все в Москве были в недоумении. Две недели царь пробыл в селе Коломенское, потом переехал со своим обозом в село Тайнинское, а оттуда через Троице-Сергиев монастырь прибыл в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области), своё любимое местопребывание.

Никто не осмелился обратиться к удалившемуся царю. Наконец, 3 января приехал от него в столицу Константин Поливанов с грамотой к митрополиту, всему духовенству и Боярской думе, где сообщал об отказе от власти из-за предательства бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» - кроме; так раньше назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Гонец привёз от государя другую грамоту к гостям, купцам и ко всему московскому народу. В ней царь писал о принятом решении и добавлял, что к ним у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический манёвр. Используя страх остаться без главы государства в то время, когда оно находится в войне с соседями и веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. И это произошло, а царь в свою очередь продиктовал условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была поделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван Грозный включил наиболее важные земли. В неё вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В волостях этих городов поместья раздавались только тем дворянам и детям боярским, которые были записаны в опричное войско (сначала в 1000 человек). Содержать это войско должно было население земщины. В стране сложились две параллельные системы органов управления: опричные и земские. Управление земщиной царь доверял земским боярам: Бельскому, Мстиславскому и другим. Все земские дела решались боярским советом, а в важнейших случаях бояре докладывали государю. Земщина имела значение опальной земли, постигнутой царским гневом. Царские опричники носили чёрную одежду, а к их сёдлам были приторочены собачьи головы и мётлы, символизирующие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Иван Грозный пытался уничтожить сепаратизм феодальной знати практически любыми способами, и зачастую от опричного террора страдали народные массы. В стране наступило время казней, ссылок и просто свирепого бесчинства опричников. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 года Иван IV предпринял поход на Новгород, жители которого якобы хотели перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. В Твери в Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Фёдор Колычёв), сосланный туда за осуждение опричного беспредела. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 года. В самом Новгороде погром лился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

Страницы: 1 2

Россия, СССР в 1920-1930 гг.
После окончания Гражданской войны Республика Советов столкнулась с острым политическим кризисом. Крестьянство, которое мирилось с продразверсткой в годы войны, после ее окончания стало проявлять недовольство. Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., волнения крестьян в ряде районов страны отражали недовольство масс политикой «военного комму ...

Общественно-политическая жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв.
Основные тенденции в социально-экономическом развитии России в пореформенный период. Причины и особенности формирования общественно-политических движений в пореформенный период. Буржуазно-либеральное и земское движение. Правительственная идеология. Народничество: идеология и движение. Концепции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачев ...

Бунты в Армении и на Крите
Тем не менее внутренние условия жизни остались приблизительно те же самые, и это сказывалось в бунтах, которые постоянно возникали то в одном, то в другом месте Османской империи. В 1889 г. началось восстание на Крите. Инсургенты требовали реорганизации полиции так, чтобы она состояла не из одних мусульман и покровительствовала не одним ...