Женщины тверского княжеского дома
Страница 3

История » Женщины тверского княжеского дома » Женщины тверского княжеского дома

Новая жизнь под татарами, резко отличалась от старой, дотатарской жизни. И эта новая реальность рождала новые характеры среди княгинь. Великая княгиня Ксения Юрьевна хотя и родилась после татарского нашествия, но она была из непокорившегося татарам Новгорода, и поэтому по типу своей личности она более походила на домонгольских женщин управлявших княжествами и собиравших дань с подвластных земель. Жена же Михаила Ярославовича – Анна Дмитриевна, происходившая из славившегося своим миролюбием ростовского княжеского дома, была уже человеком другого типа характера, отличного от Ксении Юрьевны. Душа княгини Анны была готова принять «многие скорби» и искать правды скорее на небесах, чем на земле.

Благоверная княгиня Анна Дмитриевна Кашинская родилась в семье много пострадавшей от Орды. Ее прадед, ростовский князь Василько Константинович, попал в плен к татарам после печально известной битвы на реке Сить, бывшей в 1237 году. В плену он отверг предложение присоединиться к победителям и был убит рассверепевшими татарами неподалеку от Кашина. Ко времени рождения Анны (около 1278 / 1279 года) тело князя Василько уже несколько десятилетий покоилось в Успенском соборе Ростова. Прапрадед Анны, князь Михаил Всеволодович Черниговский в 1246 году, спустя девять лет после гибели князя Василько, повторил подвиг своего зятя: будучи приглашен к хану, он отказался принять языческий обычай и поклониться «огню, кусту и идолам», то есть отречься от христианской веры. За это татары забили князя Михаила, что в их глазах было позорной смертью, не удостоив тем самым достойной смерти для воина – смерти от меча.

Устрашенные таким ходом событий сыновья князя Василько – Борис (дед Анны) и Глеб – предпочли полностью покориться татарам и вступили с ними в тесный союз. Глеб женился на татарке и участвовал со своим отрядом в далеких походах ордынского войска за пределами Руси.

Какие же черты характера сформировались у Анны Дмитриевны в годы ее ростовской юности? Господство Орды над Русью воспринималось ею как неизбежное зло. Сближение ростовского дома с Ордой наводило ее на мысль о постепенном сближении русских и татар. Но это сближение имело известные границы. И эти границы проходили по костям князя Василько и Князя Михаила Черниговского. Она не могла даже помыслить об отказе от православной веры ради сиюминутных политических выгод. Эта твердая позиция лишь укрепилась традиционно тихим и смиренным ростовским благочестием. И в то время, когда другие русские князья покорно открывали перед татарской ратью городские ворота, надеясь на милость победителей, у Анны только один князь вызывал уважение – тверской князь Михаил, не побоявшийся дать отпор Дюденевской рати в 1293 году. Этим Михаил разительно отличался от покорной ростовской родни Анны.

В 1294 году Михаил Ярославович и его мать Ксения заслали в Ростов сватов. Приготовления к свадьбе были недолгими: отец Анны Дмитрий Борисович недавно умер, а дядя – опекун Константин Ростовский старался побыстрее выдать племянниц замуж. Став супругой отважного тверского князя, в душе Анны причудливым образом переплелись и отвага Михаила и смиренная покорность ростовского дома. И чем больше испытаний выпадало на долю Анны, тем больше сил находила она в православной вере.

Уже начало ее жизни с Михаилом Ярославовичем оказалось неспокойным и исполненным тревог: Тверь несколько раз горела, причем во время одного пожара молодые князь и княгиня едва успели спастись из горящего терема. В том же 1298 году Михаил тяжело заболел.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нравы придворной жизни Анны Ивановны
Нравы, существовавшие при дворе Анны Ивановны, удивляли иностранцев: «Француз, привыкший заходить в королевские покои, чувствовал бы себя неуютно при петербургском дворе, где и по самым торжественным праздникам следует держаться на известной дистанции от персоны её величества, рядом с которой стоят только знатнейшие. Несколько странно т ...

Зороастризм
Зороастризм примечателен тем, что главный очаг реформации этого вероучения возник не на его родине, в Иране, а в Индии, среди парсов — потомков переселившихся туда иранских зороастрийцев. Оказавшись на чужбине, беженцы принесли с собой и свои религиозные традиции. Однако силу их ослабляла необходимость приспосабливаться к новым условиям ...

Россия, СССР в 1920-1930 гг.
После окончания Гражданской войны Республика Советов столкнулась с острым политическим кризисом. Крестьянство, которое мирилось с продразверсткой в годы войны, после ее окончания стало проявлять недовольство. Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., волнения крестьян в ряде районов страны отражали недовольство масс политикой «военного комму ...