Социально-экономическое положение царства. Общественные отношения
В эпоху Среднего царства социальные противоречия значительно усложнились и обострились. Развивается рабовладение; не только знать, располагавшая обширными полями, владела рабами, но даже мелкие чиновники и просто рядовые свободные имели небольшое количество рабов. Притоку рабской силы способствовали войны, в результате которых в Египет пригоняли пленников из Сирии, Палестины и Эфиопии [5, с. 46-47]. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников. Рабы требовались во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования, укреплялись товарные связи с рынком, частнособственнические отношения [4, с. 44].
Однако основная масса египетского населения – земледельцы-общинники – ничего не выигрывала ни от увеличившегося благосостояния всего государства, ни от ослабления гнёта царских податей и повинностей, ибо в связи с установлением автономии номархов земледельцы оказались под двойным гнётом – царя и номархов. В связи с этим начинается резкое обнищание общинников. Такова же горькая участь и ремесленников: ткачей, кузнецов, каменщиков – все они были осуждены на тяжёлый труд, на бедность и голод [5, с. 47].
В Переходный период почти не встречаются в письменных источниках характерные для Древнего царства сведения об огромных латифундиях столичных придворных с впечатляющими данными о поголовьях скота и полученных урожаях. В стране появляется большое количество мелких хозяйств. Для документов Переходного периода (вплоть до ХIХ династии) становится привычным частое упоминание термина «малые люди» (неджес). В Египте периода распада «малые люди» чаще всего встречаются в одном ряду с «большими людьми», то есть высшей знатью, и не смешиваются с работным и торговым людом [6, с. 458].
«Малые» Среднего царства нередко вообще оказываются богатеями, крупными сановниками с высоким придворным или государственным званием. Они претендуют на особое положение в обществе, положение людей, достигших успеха и процветания своим собственным трудом и (нередко) воинской доблестью. Образ подобного «малого», выбившегося в верхи ценою неимоверного напряжения и за счет неординарных личных качеств, обретает в Египте на время особую притягательность. Даже номархи времен правления XI династии охотно величают себя «сильными малыми». Уже этот факт позволяет судить о степени влияния на события в стране прослойки деятельных владельцев относительно небольших поместий, которые называют себя «малыми людьми» . Причем основное направление их усилий к исходу Ш тысячелетии до н.э. — объединение Египта [3, с. 91].
Таким образом, общественные отношения, которые существовали в период Среднего царства, говорят о напряжённости общественной атмосферы. Рабовладельцы боялись восстания рабов, угнетенных землевладельцев, ремесленников. Несмотря на это отдельные части общества процветали. Стоит отметить, что категория жречества существовала также за счёт подневольного труда крестьян и рабов и за счёт обязательных налогов в пользу храмов.
Завоевание Индии
В то время, как в великолепной столице ислама, Багдаде, правили халифы и шаханшахи, мусульманский Восток признавал власть великого султана Махмуда из Газни. Султан или «властитель» Махмуд владел землями от Каспийского моря до заснеженных хребтов Гиндукуша: он правил железной рукой и вошёл в историю, как знаменитый воин, остановивший наш ...
Китай в III–XIII веках
В конце II века восстание «желтых повязок» нанесло Ханьской империи удар, от которого она так и не смогла оправиться. Несмотря на то, что мятеж был подавлен, центральная власть в громадном государстве Хань оказалась слишком слаба, чтобы бороться с собственной армией. После подавления восстания военные, считавшиеся ранее едва ли не прези ...
Социально-экономическое развитие Марийского края
Земледельческая практика марийцев вначале основывалась на подсечно-огневой и переложной системах с культивированием яровых хлебов и конопли. Переход к паровой трехпольной системе земледелия с культивированием еще и озимых хлебов начался у марийцев не ранее конца XVI — начала XVII веков, когда русские крестьяне начали селиться на террито ...

