Общественно-политическое движение. Великий революционер-демократ Т.Г. Шевченко
Наиболее передовыми общественно-политическими деятелями того времени, защищавшими классовые интересы крестьянства, были революционеры-демократы. Самый выдающийся из них на Украине — Тарас Григорьевич Шевченко (1814—1866 биография и произведения которого вам известны из курса украинской литературы. Как и его современники и единомышленники в России — сначала В. Г. Белинский и А. И. Герцен, а позднее Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, Т. Г. Шевченко настойчиво пропагандировал устным и печатным словом идею крестьянской революции как единственного решительного средства свержения крепостничества и самодержавия.
С глубоким уважением относился Шевченко к революционному подвигу декабристов, которых называл «благовестителями свободы» и «поборниками святой воли». Но решающее влияние на формирование революционных взглядов Тараса Шевченко оказала крепостническая действительность, которую он наблюдал с детских лет до конца своей жизни. Он говорил, что крепостническая действительность с ее проявлениями деспотизма вызвала в нем на всю жизнь отвращение и ненависть к любому насилию человека над человеком. Верный сын народа, он мог с полным правом заявить о себе в «Автобиографии»: « .история моей жизни составляет часть истории моей родины». Из 47 прожитых лет 24 года он был крепостным. «Крепостное горе всегда стояло перед его глазами»,— заявлял в воспоминаниях о великом Кобзаре один из его многочисленных русских друзей Л. М. Жемчужников.
В своих произведениях гениальный поэт разоблачал и гневно осуждал порождения крепостнического строя: бесправие и угнетение крестьян, бесстыдную торговлю крепостными «душами», насилие и грабительство со стороны помещиков. Революционные убеждения Шевченко крепли под влиянием неуклонно нарастающей борьбы народных масс против социального и национального гнета. Вместе с тем он искоренял иллюзии крепостных крестьян о «добром царе», постоянно учил их, что нет лучших или худших царей, поскольку все они угнетатели народа. Поэт убедительно разоблачал колонизаторскую политику Петра I, Екатерины II, еще больше — своего современника Николая I и его сатрапов-губернаторов, которые «Украиной правили».
Развенчивая самодурство крепостников и деспотизм самодержавия, Шевченко в своем знаменитом «Завещании» (1845) призывал угнетенных к вооруженному восстанию против угнетателей:
Схороните и вставайте,
Кандалы порвите
И вражеской злою кровью
Волю окропите.
Тарасу Шевченко в равной мере были ненавистны эксплуататоры любого национального происхождения. Но особую ненависть вызывали в нем украинские феодалы, всячески маскировавшие свое грабительское нутро. Украинских помещиков он презрительно называл «оборотнями» и «недолюдками», которые «злее ляха» распинают простых людей. Поэт гневно клеймил бездушных крепостников — представителей старинных казацко-старшинских и шляхетских родов — Галаганов, Киселей, Кочубеев.
Распространявшиеся в рукописных списках антикрепостнические и антисамодержавные произведения Т. Г. Шевченко крестьяне заучивали наизусть. Да и сам Шевченко много ездил по Украине и пропагандировал среди трудящихся масс революционные идеи. По народным преданиям, шевченковская пропаганда была очень убедительной и доступной для самих широких малограмотных крестьянских масс. Собрав вокруг себя много простых людей, Шевченко вынимал из кармана горсть семян, клал отдельно одно зернышко и говорил: «Это — царь». Затем в сторонку откладывал небольшую кучку семян и объяснял: «Это — помещики». Затем горстью семян засыпал и «царя», и «помещиков», приговаривая: «А вот это мы — народ!» Так просто революционер-демократ показывал неодолимую силу народа в борьбе против угнетателей.
Надписи
Важным источником для изучения греко-македонских отношений являются надписи. Они занимают по своему значению промежуточное место между вещественными памятниками и литературными источниками. Но, к сожалению, греко-македонских эпиграфических памятников доэллинистической эпохи дошло до нас очень мало. До V в. такие памятники нам совсем неи ...
Внешняя политика киевских князей.
Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся оста ...
Культурно-интеллектуальное возрождение в Украине (19 - начало 20 века)
Развитие индустриализации, неизбежное при этом повышение уровня грамотности и общей культуры вызвали к жизни заметный национальный и духовный подъем. Национальная идея и становится одной из тех при помощи, которой интеллигенция овладела массами.
Дело в том, что до определенного времени этнические особенности не являлись главным критери ...