Социально-политические измененияСтраница 2
В сентябре 1825 г. руководители Васильковской управы устанавливают связи с Товариществом объединенных славян (существовало еще с 1818 г.), возглавляли братья Борисовы, выходцы из г. Решетиловка на Полтавщине. Его основные положения были сформулированы в «Правилах объединенных славян», в планах было создание федерации славянских народов.
Самого начала своей деятельности тайные товарищества планировали проведение революции, но после смерти Александра! было запланирован переворот. Отсутствие поддержки, слабая пропагандистская работа привели к трагическим последствиям. Они были окружены царскими войсками, раздроблены и взяты в плен. Наиболее активные члены были арестованы. Немногим лучше действовали и южане. Поскольку Пестель был арестован за день до восстания на Сенатской площади, руководство действиями перешло в руки братьев Муравьевых-Апостолов и Бестужева-Рюмина. Хотя они и убедили около тысячи своих солдат примкнуть к восстанию, более широкой поддержки в войсках и среди масс они не нашли. После недели бесцельных маневров к югу от Киева отряды восставших были разбиты верными царю войсками. Первое в истории революционное движение потерпело поражение.
В 1830 г. на Украине снова вспыхивает восстание. В ноябре 1830 тайное общество молодых польских офицеров подняло антиимперское восстание. Они надеялись поднять широкое выступление на Правобережной Украине. Но украинский крестьянин занял в конфликте нейтральную позицию. К середине 1831 г. восстание было разгромлено.
После польского восстания имперское правительство принимает решение об объединении западных губерний. Теперь на Правобережье начался процесс стирания самобытных черт. Процесс превращения Правобережья в истинно русскую землю. Первоочередной становиться задача ограничения польского влияния. Поэтому все польские школы были закрыты, вся система образования была реорганизована по общеимперским образцам, языком обучения становится русский язык. Генерал-губернатором сюда был назначен Дм. Бибиков. Он опирался на грубую армейскую силу, продолжил кампанию Екатерины II обращения греко-католиков в православие. За годы его губернаторства Греко-католическая церковь в Российской империи практически перестала существовать. Созданный в противовес польскому влиянию университет Св. Владимира в Киеве со временем становиться центром возрождения украинской культуры, а созданная в 1843 г. Археологическая комиссия стала по сути первым систематическим собранием украинских архивных документов.
Не лучше жилось украинцам и под властью Габсбургов. Хотя следует отметить, что здесь отсутствовало доминирование какой – либо национальной культуры, как это было в России. Распространяя свой суверенитет на новых подданных, Габсбурги не стремились изменить традиционные формы правления, таким образом, до середины 18 века империя представляла собой слабо организованный конгломерат. В 1740 г. императрица Мария Терезия провела ряд реформ: укрепила органы центральной власти, создала подчиненные административные структуры на местах. Было учреждено центральное военное ведомство. Будучи осторожным политиком, она не стремилась к полному единообразию во всех подвластных территориях.
Более активным реформатором оказался ее сын – Иосиф II. Он был сторонником «просвещенной монархии». Среди его реформ были реформы улучшения положение крестьянства, оживление экономики, увеличение конкретной отдачи управленческих структур, усовершенствование общеимперской системы образования, пытался отменить особые права и привилегии отдельных земель.
Указанные реформы имели огромное значение и для украинцев, так как именно в это время - «золотую пору» - Галиция вошла в состав Австрийской империи.
Эти земли отошли к Габсбургам при первом разделе Речи Посполитой в 1772 г., в 1774 Вена получила от Оттоманской империи - Буковину, в 1795 – в результате третьего раздела Польши Габсбурги получили древние польские земли, включая Краков. Все эти земли были объединены в одну провинцию-Галицию, восточную часть которой населяли украинцы, западную - поляки. Закарпатье в 19 в. продолжало оставаться в венгерской части Австрийской империи.
Украинский народ жил в империи бедно. Большинство западных украинцев было крепостными крестьянами, за право пользоваться землей, они 5-6 дней в неделю работали на панщине, платили натуральный оброк. Земельные наделы крестьян в Восточной Галиции составляли 14 акров, а к 1848 г. -9,6 акров. Условия жизни были очень тяжелыми: отсутствие дорог, примитивные методы ведения хозяйства, низкие урожаи. Все это приводило к тому, что рацион крестьянина составлял около половины рациона западного европейца. Между 1830-1850 гг. смертность в Восточной Галичине превышала рождаемость, продолжительность жизни составляла 30-40 лет. Горе топили в вине, некоторые помещики даже вводят обязательную норму потребления спиртного для сбыта своей продукции.
Понятие кооперативного движения в России в начале ХХ
века. Рассмотрение вопросов кооперации в трудах исследователей
В современной России кредитная кооперация делает первые шаги после многолетнего забвения, опираясь, прежде всего, на зарубежный опыт. Между тем до сих пор в полной мере остался не востребованным дореволюционный отечественный опыт функционирования сельской кредитной кооперации. Общепризнанно, что в начале XX века Россия являлась одной из ...
Настроения в казачьих войсках Российской империи
Казачество, в контексте нашей темы весьма показательный пример. Это связано с тем, что казаки в Российской империи – это фактически отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В качестве компенсации они имели значительную ...
Альтернативность в истории как подход к анализу
вариативности развития послевоенной Европы. Понятие и сущность альтернативности в историческом
процессе
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в ...