Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на усиление личной власти и укрепление государства.
Страница 2

История » Русь в IX-XIII веках - от единства к раздробленности » Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на усиление личной власти и укрепление государства.

Но первым поколениям Ярославичей представлялись ясным основания порядка. По мере того, как круг родичей расширялся, отношения родства усложнялись и запутывались, возникали споры, главным источником споров был вопрос о способе определения относительного старшинства князя, на котором основывалась очередь владения. Эту схему стало трудно прилагать к дальнейшим поколениям Ярославова рода, когда он распался на несколько параллельных ветвей (Приложение 3). Когда генеалогические отношения стали запутываться, князья все крепче держались территориального распорядка отцов, даже когда он не совпадал с генеалогическими отношениями. Благодаря тому, по мере распадения Ярославова рода на ветви, каждая из них все более замыкалась в одной из крупных первоначальных областей, которыми владели сыновья Ярослава. Эти области и стали считаться отчинами отдельных княжеских линий. Всеволод Черниговский, заняв в 1139 году Киев, хотел перевести одного Мономаховича в Курск, но тот ответил Всеволоду: «Лучше мне смерть на своей отчине и дедине, чем Курское княжение; отец мой в Курске не сидел, хочу умереть на своей отчине [14, С. 150]. Легко заметить, что территориальное значение отчины облегчало распорядок владений между князьями. Но очевидно также, что территориальное значение отчины разрушало коренное основание очередного порядка, нераздельность родового владения: под его действием Русская земля распадалась на несколько генеалогических территорий, которыми князья владели уже по отчинному наследству. Но порядок рождений не соответствует порядку смертей; поэтому, когда у князя отец умирал раньше деда, у внука не оставалось в передовой цепи отецкого места. Он становился князем-изгоем (сиротой), генеалогическим недорослем. Личные доблести, которыми отличались некоторые князья, создавали им большую популярность на Руси, при помощи которой эти князья сосредотачивали в своих руках области помимо родовой очереди. В XII столетии большая часть Русской земли является во владении одной княжеской линии – Мономаховичей. Наконец, еще одна сторонняя сила вмешивалась во взаимные счеты князей, и путало их очередь во владении. То были главные города областей. Среди постоянных княжеских споров у городов завязывались свои династические симпатии, привязывавшие их к некоторым князьям. Так, Мономаховичи пользовались популярностью в городах, принадлежавших черниговским Святославичам. Начиная с 1074 года, между Ярославичами разворачивается ожесточенная борьба за Киевский престол. Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри и особенно внешнеполитическое положение русских земель. Это заставило князей заняться поисками политического компромисса. В 1097 году в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений: «Каждо да держить отчину свою»[5, С. 40].

Ярославичи «уставили» Правду Ярослава всей «Русской земли» и дополнили ее рядом норм, в частности запретили кровную месть, заменив ее денежным штрафом.

Как писал Ключевский, Ярославичи в значительной мере оставались еще тем же, чем были их предки IX века. Они еще не успели вполне отрешиться от старого варяжского взгляда на себя, видели в себе не только правителей Русской земли, сколько наемных, кормовых охранителей страны. Корм их был политическим правом, оборона земли их политической обязанностью, служившей источником этого права. Распри князей и вмешательство волостных городов в их дела давали им все живее чувствовать всю непрочность политической почвы под своими ногами. Ближайшего преемника Ярослава, великого князя Изяслава два раза выгоняли из Киева. Изяслав говорил: «И теперь не будем тужить, брат! Будет нам причастье в Русской земле обоим, потеряем ее, - так оба же, и я сложу за тебя свою голову». Так мог говорить не самовластец Русской земли, а наемный служащий, не нынче - завтра ждущий себе неожиданной отставки. [15, С. 48]

Можно отметить большое историческое значение деятельности и власти Рюриковичей. Будучи первой общей властью среди многих разрозненных раньше миров, варяжские князья с их дружинниками были первыми представителями племенного единства. Передвигаясь с места на место по русской земле, соединяя племена и города, князья создавали почву для национального объединения и национального самосознания. Сплотив государство внешним образом, они создавали и возможность внутреннего сплочения. Как считали историки, происхождение родового порядка княжеского владения объясняется влиянием частного туземного быта на политический строй земли: пришлые варяжские князья усвоили господствовавшие среди восточных славян родовые понятия и отношения и по ним устроили свой порядок управления страной. В правление Владимира насущной проблемой была защита государства от кочевников и реформа внутреннего управления. Время Ярослава Мудрого – период политического, экономического и культурного расцвета Киевской Руси, четко выработаны правила правления государства. Внешнеполитическая и законодательная деятельность Владимира Мономаха диктовались вторжением половцев и сложностью социальной ситуации в Киеве. Восстание 1068 года было вызвано этими причинами. Поэтому в «Уставе» князь облегчил положение различного рода должников и позволил закупам уходить от своего господина. Сильный князь сумел сплотить остальных князей и соединить в одних руках управление государством. Однако даже он не смог приостановить объективного процесса распада государства. Об этом свидетельствует Любечский съезд, с одной стороны призвавший князей к объединению в борьбе против внешней опасности, но с другой стороны закрепивший ситуацию раздробленности на Руси («Каждый да держит отчину свою»). Теперь «отчина» переходила по наследству сыну. На смену «лествичной» системе восхождения князей на престолы стало династическое правление. Гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», а все князья, обещавшие совместно выступать против нарушителя договора.

Страницы: 1 2 3

Кирилло-Мефодиевское общество. Весной 1846 г.
Т.Г. Шевченко вступил в члены тайной политической организации — Кирилло-Мефодиевского общества. Эта антикрепостническая организация была создана в Киеве в начале того же года и названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Кирилло-Мефодиевского общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служа ...

Емельян Пугачев
Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь,- сказал он,- чтоб я был государь Петр Федорович. Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Другой знаменитый российский самозванец – Емельян Пугачев – был, в известной степени, антиподом Григорию Отреп ...

Церковная политика.
В истории церкви при Екатерине II произошло два знамена тельных события: секуляризация владений духовенства , а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизадии и преследования инаковерующих. Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви. Эт ...