Подготовка и принятие Нормальных уставов потребительских обществ

История » Российская кооперация накануне первой мировой войны » Подготовка и принятие Нормальных уставов потребительских обществ

После голода 1891 г. правительство под влиянием усилившегося кооперативного движения больше всего опасалось, что общества потребителей выйдут из-под контроля и будут содействовать общественно-политической организации населения, росту оппозиционных настроений. Эти опасения нашли отражение в первом «нормальном» уставе потребительских обществ, разработанном Министерством внутренних дел и утвержденном 13 мая 1897 г.

С этого времени начинается новый период в истории правового оформления потребительской кооперации. Устав расширял деятельность обществ и их операции, но в то же время ужесточал административный контроль над ними и почти лишал их всякой кредитоспособности.

Создание кооперативов и их деятельность отдавались на усмотрение губернаторов, что, с одной стороны, несколько децентрализовывало всю процедуру утверждения потребительских обществ и ускоряло ее, а с другой, фактически отдавало судьбу кооперативов на усмотрение местной администрации. Губернатор в любое время мог провести ревизию дел общества, «если им будут получены сведения о беспорядках в обществе или нарушении устава», наконец, общество могло быть закрыто по распоряжению министра внутренних дел1. Несмотря на это, развитие потребительской кооперации вступило в новую стадию. После принятия устава наблюдается быстрый рост обществ потребителей. «Имея намерение обезвредить кооперативное движение в области потребления», правительство разработало в 1911 г. проект нового «Нормального устава».

Новый проект не только оставлял в силе старую разрешительную систему, но «для обществ, образуемых в среде служащих государственных учреждений, на казенных и частных железных дорогах» требовалось еще утверждение высшей властью. Проект предусматривал расширение хозяйственной деятельности потребительских обществ и предоставлял право «сбыта изделий и продуктов хозяйства своих членов, а также помещать сбережения в торговое дело для получения прибыли». В то же время им запрещалась организация собственного производства. Проект разрешал обществам только «материальную деятельность» и запрещал культурно-просветительную.

Наконец, в новый проект было внесено совершенно чуждое кооперации национальное начало. Так, примечание к параграфу 2 указывало: «Приобретение обществом в собственность, срочное владение или пользование недвижимым имуществом в местностях, где таковое приобретение запрещается законом иностранцам или лицам иудейского вероисповедания, допускается не иначе, как с нового разрешения. Если же в уставе общества есть пункт, что в составе его не принимаются лица иудейского вероисповедания и иностранные подданные, то такового разрешения не требуется». Параграф 35 нового устава требовал, чтобы «в местностях вне черты еврейской оседлости в составе правления не избирать более 50% евреев».

Новый проект устава потребительских обществ встретил сопротивление кооператоров и депутатов Государственной Думы. Однако правительство провело в сентябре-октябре 1915 г. два межведомственных совещания, которые под давлением ведомств одобрили проект правительственного устава. Это окончательно поставило потребительские организации в полную зависимость от Министерства торговли. При нем в качестве самостоятельного департамента, по аналогии с Комитетом по делам мелкого кредита, учреждался специальный Комитет по делам потребительских обществ, на который возлагался высший надзор за всеми учреждениями и общее финансирование их из государственных средств.

Правозащитная деятельность ученого
После издания статьи Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", к нему потянулись многие из тех, кто был оппозиционно настроен к советскому режиму и кто был готов участвовать в правозащитном движении. Фактически с этого времени правозащитное движение нашло в Сахарове своего идейного ...

Механизм выбора варианта исторического развития
Механизм альтернативности – это определенный тип «ответов» на «вызов» истории. Если возможности цивилизации исчерпаны, то “запускается «аварийный механизм» выбора новой альтернативы, связанный с определенным риском”. Смысл альтернативной ситуации заключается в том, что господствующему общественному порядку, исчерпавшему свои потенциальн ...

Природно-климатические факторы, влияющие на историю России
Одним из последних по времени остановился на этой проблеме Л. В. Милов. По его мнению, в центральной России, составившей исторические ядро русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дн ...