Создание Государственной Думы в РоссииСтраница 2
Одной из первоочередных задач после издания Манифеста стала необходимость разработки нового избирательного закона, внесения поправок и дополнений в законодательные акты, определяющие состав, порядок формирования и полномочия Государственной Думы и Государственного Совета и их соподчиненность.
По окончании работы учредительного съезда кадетской партии, состоявшегося 12 – 18 октября 1905 г. в Москве, уже упоминавшийся Кокошкин вместе с Головиным и кн. Г. Е.Львовым был делегирован для участия в переговорах с премьер-министром С. Ю. Витте о формировании нового правительственного кабинета. В этих переговорах Кокошкину принадлежала ключевая роль. В принципе не отвергая с порога просьбу Витте о поддержке правительства либеральной оппозицией, члены делегации посчитали, однако, необходимым обусловить ее рядом предварительным условий. Правительство должно было немедленно осуществить следующие мероприятия: 1) реализовать в полном объеме положения Манифеста 17 октября; 2) созвать учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для выработки конституции; 3) дать политическую амнистию. "Все эти реформы, - заявили члены делегации, - неизбежны и лучше дать их сразу, чем идти к ним болезненным путем через видоизмененную Государственную думу".[15] Отказ Витте удовлетворить требования кадетской делегации привел к срыву переговоров.
Работа по разработке закона была поручена образованной 28 октября специальной комиссии («Особое совещание») под председательством члена Государственного Совета графа Д. Сольского. С ноября 1905 г. по январь 1906 г. она провела десять заседаний, в которых особенно бурно обсуждался вопрос о привлечении в состав Государственного совета «выборного элемента» из наиболее «устойчивых по взглядам и направлениям слоев населения».
Позиция главы кабинета министров С. Ю. Витте сводилась к следующему: «Точно так при обмене мыслей относительно политики министерства также не произошло никаких несогласий, впрочем, на этом предмете долго не останавливались, так как политика моего министерства определялась моим всеподданнейшим докладом, опубликованным одновременно с манифестом 17 октября. Относительно этой политики больше всего разговора вызвал вопрос о выборах в Государственную думу. Лица из общественных деятелей желали знать, какой политики я буду держаться относительно выборов в Думу, и здесь также у нас не вышло никаких разногласий».[16]
Вполне естественно, что речь зашла и о духовенстве. Большинство членов Комиссии поддерживало идею включения в состав Государственного Совета представителей от Православной церкви.
Лишь очень немногие высказывали иное мнение. В частности, известный правовед, член Государственного Совета Н. С. Таганцев считал, что в разрешении этого вопроса следует исходить из «государственной», а не из политиканствующей» точки зрения. Многообразие вероисповеданий, присущих народам России, требовало учесть их интересы и обеспечить представительство в высших органах власти.
Подготовленные Комиссией Сольского проекты законов в феврале 1906 г. вынесены были на окончательное обсуждение Особого совещания в Царском Селе под председательством Николая II. Из воспоминаний Н.С. Таганцева явствует, что, когда зашел разговор о представительстве духовенства, то присутствующие - министры, члены Государственного Совета и иные высшие сановники были единодушны. Даже не возникала мысль, что наряду с представительством государственной Церкви может существовать, хотя бы в самом минимальном виде, представительство иных религий и церквей, признаваемых Основными законами Российской империи. Таким образом, не были учтены интересы тех миллионов российских подданных, которые согласно законам (ст.ст. 66, 67) «пользовались свободою веры», не говоря уже об игнорировании интересов «нетерпимых» государством «раскольников» и «сектантов». В итоге решено было допустить в Государственный Совет только представителей Русской церкви: три - от черного, и три - от белого духовенства.
И так, были изданы Манифест 17 октября 1905 года и законодательных актах, изданных в его развитие в конце 1905 – начале 1906 гг.: законе об изменении положения о выборах в Государственную думу (от 11 декабря 1905г.); манифесте об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной думы, а также о новом Учреждении Государственной думы (от 20 февраля 1906г.).[17] Эти законодательные акты стали правовой основой Государственной думы.
Становление Боярской думы в системе государственного
управления, ее социальный состав и круг полномочий
Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III[1]. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотдели ...
Политика Екатерины II. Внутренняя
политика. Реформы и преобразования. Экономические преобразования
Великая императрица понимала, что если не улучшить финансовое положение России, то будет очень сложно в дальнейшем поводить какие-либо преобразования.
В 1775 году был издан манифест о свободе предпринимательства, по которому Екатерина II разрешала всем желающим заниматься промышленной деятельностью. Это заметно ускорило развитие безука ...
Государственное управление. Завоевательная политика
Усиление Фив привело к выходу на передний план XI, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране и восстановившей централизованную администрацию. Большинство фараонов этой династии носило имя Ментухотеп. Но еще больше усилилась власть центра при фараонах ХII династии, Аменемхетах и Сенусертах, правивших на протяжении бол ...