Восточный кризис и Русско-Турецкая война 1877-1878 г.Страница 2
В декабре 1875 года австрийское правительство от имени России, Германии и Австро-Венгрии передало ноту, содержавшую требования реформ, устанавливающих равноправие славянского населения с турецким, свободу вероисповедания, облегчение налогового гнета. Эти компромиссные требования не удовлетворяли ни восставших патриотов, ни турецкое правительство.
В мае 1876 года между Россией, Германией и Австро-Венгрией был подписан “Берлинский меморандум”, по которому Турция принуждалась провести реформы для славянского населения. Меморандум был поддержан Францией и Италией, но отвергнут Англией. Чувствуя скрытую поддержку Английского правительства, Турция не приняла требования европейских держав и усилила карательные действия против восставших, прибегая к массовым зверствам по отношению к мирному населению.
По мере усиления национально-освободительной борьбы на Балканах в России росло массовое движение в поддержку южных славян. Новая волна общественного негодования поднялась в связи со зверским подавлением турецкими властями апрельского восстания в Болгарии. В защиту болгарского народа выступили выдающиеся ученые, писатели, художники - Д.И. Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, И.Е. Репин и др.
Большую помощь повстанцам стали оказывать славянские комитеты. Они возникли еще в конце 50-х гг. как общественно-политические комитеты. К этому времени относится широкое обсуждение вопроса о культурно-историческом единстве славян, которые своей самобытностью отличаются от романо-германских народов. Ранее это подчеркивалось славянофилами. В 60-70-х гг. подобные взгляды оформились в сложное политическое течение панславизма. Идеи панславизма зародились среди интеллигенции западных и южных славян, находившихся под гнетом германских и османских феодалов. Они надеялись путем объединения славянских народов под властью российского императора добиться освобождения своих народов от национального угнетения. В России идеи панславизма разделяли представители различных общественных сил: революционеры, либералы, ряд консерваторов-монархистов. Для самодержавия характерно в целом враждебное отношение к панславизму, поскольку панслависты пытались навязать правительству свое понимание внешнеполитических целей России, которые обычно не совпадают с устремлениями царизма. В 70-х гг. панслависты активно выступили в поддержку освободительной борьбы южнославянских народов, резко критикуя царизм за нерешительность действий против Турции. Политическими органами панславистов стали славянские комитеты.
Большую известность в славянских комитетах имел отставной генерал М.Г. Черняев. В годы Крымской войны он сражался на знаменитом Малаховом кургане. Особую популярность он приобрел во время присоединения Средней Азии. Оказавшись в отставке, Черняев считал себя жертвой военно-бюрократического режима, но демократических идей не разделял.
В отличие от правительства, славянские комитеты выступили за активную поддержку национального освобождения южных славян. Собирались большие денежные пожертвования, на которые приобреталось оружие, продовольствие, медикаменты и переправлялись повстанцам. Развернулась активная политическая поддержка вооруженной борьбы балканских народов. В этой обстановке генерал Черняев установил контакты с правительством Сербии и вопреки запретам царских властей выехал в Белград, где был назначен главнокомандующим сербской армии.
Политические предпосылки кризиса имперской структуры
Начало Первой мировой войны привело к резкой поляризации В России политических и классовых сил. Монархические и либерально-буржуазные партии выступали в поддержку ведения войны. 21 июля 1914г. центр партии кадетов обратился с воззванием к народу, в котором говорилось, что прямой долг народа — сохранить Родину единой и нераздельной и уде ...
Реформа в сфере промышленности:
решение рабочего вопроса
Наконец осталось затронуть рабочий вопрос. Он так же как и крестьянский, достался Столыпину в наследство от революции 1905-1907 гг. Интересно отметить, что до этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование. По мнению А. Я. Авреха это непризнание было равнозначно при ...
Земледелие и животноводство
В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи.
Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являю ...