Восточный кризис и Русско-Турецкая война 1877-1878 г.
Страница 2

История » Внешняя политика России во второй половине XIX века » Восточный кризис и Русско-Турецкая война 1877-1878 г.

В декабре 1875 года австрийское правительство от имени России, Германии и Австро-Венгрии передало ноту, содержавшую требования реформ, устанавливающих равноправие славянского населения с турецким, свободу вероисповедания, облегчение налогового гнета. Эти компромиссные требования не удовлетворяли ни восставших патриотов, ни турецкое правительство.

В мае 1876 года между Россией, Германией и Австро-Венгрией был подписан “Берлинский меморандум”, по которому Турция принуждалась провести реформы для славянского населения. Меморандум был поддержан Францией и Италией, но отвергнут Англией. Чувствуя скрытую поддержку Английского правительства, Турция не приняла требования европейских держав и усилила карательные действия против восставших, прибегая к массовым зверствам по отношению к мирному населению.

По мере усиления национально-освободительной борьбы на Балканах в России росло массовое движение в поддержку южных славян. Новая волна общественного негодования поднялась в связи со зверским подавлением турецкими властями апрельского восстания в Болгарии. В защиту болгарского народа выступили выдающиеся ученые, писатели, художники - Д.И. Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, И.Е. Репин и др.

Большую помощь повстанцам стали оказывать славянские комитеты. Они возникли еще в конце 50-х гг. как общественно-политические комитеты. К этому времени относится широкое обсуждение вопроса о культурно-историческом единстве славян, которые своей самобытностью отличаются от романо-германских народов. Ранее это подчеркивалось славянофилами. В 60-70-х гг. подобные взгляды оформились в сложное политическое течение панславизма. Идеи панславизма зародились среди интеллигенции западных и южных славян, находившихся под гнетом германских и османских феодалов. Они надеялись путем объединения славянских народов под властью российского императора добиться освобождения своих народов от национального угнетения. В России идеи панславизма разделяли представители различных общественных сил: революционеры, либералы, ряд консерваторов-монархистов. Для самодержавия характерно в целом враждебное отношение к панславизму, поскольку панслависты пытались навязать правительству свое понимание внешнеполитических целей России, которые обычно не совпадают с устремлениями царизма. В 70-х гг. панслависты активно выступили в поддержку освободительной борьбы южнославянских народов, резко критикуя царизм за нерешительность действий против Турции. Политическими органами панславистов стали славянские комитеты.

Большую известность в славянских комитетах имел отставной генерал М.Г. Черняев. В годы Крымской войны он сражался на знаменитом Малаховом кургане. Особую популярность он приобрел во время присоединения Средней Азии. Оказавшись в отставке, Черняев считал себя жертвой военно-бюрократического режима, но демократических идей не разделял.

В отличие от правительства, славянские комитеты выступили за активную поддержку национального освобождения южных славян. Собирались большие денежные пожертвования, на которые приобреталось оружие, продовольствие, медикаменты и переправлялись повстанцам. Развернулась активная политическая поддержка вооруженной борьбы балканских народов. В этой обстановке генерал Черняев установил контакты с правительством Сербии и вопреки запретам царских властей выехал в Белград, где был назначен главнокомандующим сербской армии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Политические предпосылки кризиса имперской структуры
Начало Первой мировой войны привело к резкой поляризации В России политических и классовых сил. Монархические и либерально-буржуазные партии выступали в поддержку ведения войны. 21 июля 1914г. центр партии кадетов обратился с воззванием к народу, в котором говорилось, что прямой долг народа — сохранить Родину единой и нераздельной и уде ...

Ре­фор­ма в сфере промышленности: решение рабочего вопроса
На­ко­нец ос­та­лось за­тро­нуть ра­бо­чий во­прос. Он так же как и кре­сть­ян­ский, дос­тал­ся Сто­лы­пи­ну в на­след­ст­во от ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что до это­го не толь­ко ца­ризм, но и бур­жуа­зия от­ри­ца­ла его су­ще­ст­во­ва­ние. По мне­нию А. Я. Ав­ре­ха это не­при­зна­ние бы­ло рав­но­знач­но при­ ...

Земледелие и животноводство
В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи. Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являю ...