Образование централизованного государстваСтраница 8
Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.
В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафедру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя. Митрополит Алексей (1293— 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослужение, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу. Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы митрополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом соперничестве.
Всесторонне содействовал объединительной тенденции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321—1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Куликовом.
Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского митрополита был вынужден запретить вступить в бой своему «владычному полку», а он был наиболее боеспособной конной силой в новгородском войске. Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачивается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосифлянами и нестяжателями - сторонниками монаха Нила Сорского (1433—1508). Победившее иосифлянство выдвинуло идею божественного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва — Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры — православия.
Таковы предпосылки, особенности, этапы и характерные черты процесса формирования Российского централизованного государства.
Восточный вопрос во внешней политике России начала XIX века
XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей пр ...
Португальская экспансия
В 1445 г. первые португальские каравеллы появились у берегов западного побережья Тропической Африки и вышли к устью реки Сенегал. Вновь открытые земли были названы Гвинеей. До начала 60-х годов XV в. основным местом базирования португальцев были острова Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса). На рубеже XVI—XVII вв. на побережье ими были осн ...
Сельское хозяйство в годы войны. Помощь Красной армии, сбор личных средств
в Фонд вооружения
Нашествие гитлеровских войск на нашу страну привело к тягчайшим потерям в сельском хозяйстве. Важнейшие житницы – Украина, Дон, Кубань – оказались в зоне фашисткой оккупации. Гитлеровцы сожгли полностью или частично 70 тыс. сел, уничтожили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций. Они угнали на терри ...