Восстановление церковной самостоятельности
Страница 1

История » Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в. » Восстановление церковной самостоятельности

Вторая половина XIX столетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа за свою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за восстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860 г. 3 апреля 1860 г. во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. В сущности это стало фактом отделения болгарской церкви от греческой патриархии. Однако до фактической самостоятельности болгарской церкви было еще далеко. Сложившаяся в связи с болгарским церковным вопросом обстановка была крайне сложной.

Турецкое правительство, внешне не вмешиваясь в греко-болгарский конфликт, все же затягивало его разрешение. Западные державы, наводнив Болгарию католическими и протестантскими миссионерами, стремились подорвать позиции православия в стране. В Болгарии возникло движение за унию с католической церковью, которое возглавил видный болгарский общественный деятель Драган Цанков. Длительное время Россия не могла определить своего четкого отношения к требованию болгар об образовании самостоятельной церкви. Русское правительство придерживалось принципа сохранения единства православия в Османской империи под эгидой Константинопольской патриархии. Постепенно Россия меняла свои позиции. Новую политику России энергично поддержал ее посол в Константинополе граф Н.П.Игнатьев, ходатайствовавший перед Портой о благоприятном разрешении болгарского церковного вопроса.

К концу 60-х гг. XIX в. Константинопольская патриархия фактически утратила реальную власть в болгарских землях. Болгарию покинули греческие иерархи, и церковные должности оказались в руках болгарского духовенства. Оставалось получить официальную санкцию со стороны турецкого правительства. 28 февраля 1870 г. Порта издала Фирман об учреждении самостоятельной болгарской церкви, во главе с экзархом, избирать которого должны были высшие болгарские церковные деятели, а утверждать патриарх и султан. Провозглашение в Болгарии экзархата не устроило Константинопольскую патриархию. Она не только не признала избранного болгарами в 1872 г. экзарха Антима I, но и объявила болгар раскольниками. Но экзархат был создан и начал действовать, что явилось крупной победой болгарского народа на пути завоевания национальной независимости.

Освободительное движение болгар в 60-70-е годы XIX в. не ограничилось борьбой за создание церковной независимости. Продолжалось участие болгарского народа в войнах других народов против Турции, в национально-революционных акциях на Балканах. Усилилось гайдуцкое движение - выступления болгарских вооруженных отрядов в Болгарии и за ее рубежами. Стали популярными предводители гайдуцких отрядов - Панайот Хитов, Филипп Тотю, Стефан Караджа, Хаджи Димитр.

В 60-70-е гг. начало оформляться организованное революционное движение за освобождение от османской власти. Этот процесс был связан с деятельностью Георгия Саввы Раковского (1821-1867), прожившего яркую, полную драматических событий жизнь. Раковский родился в г. Котел, в семье ремесленника. Получил достаточно хорошее по тем временам образование: он обучался в одном из лучших греческих учебных заведений - “великой народной школе” близ Константинополя. Уже в годы ученичества он стал участником церковной борьбы болгарского народа, познакомившись в Константинополе с Неофитом Бозвели и Илларионом Макариопольским. В начале 40-х годов Раковский участвовал в выступлении болгар против турецкой власти, организованного греками и болгарами в румынском городе Браила. После разгрома восстания Раковский возвращается в Болгарию. Особую роль в идейном становлении болгарского революционера сыграла Крымская война. В это время он становится одним из инициаторов создания болгарского Тайного общества, поддерживающего Россию. Поражение России в войне вызвало изменение в планах Раковского. Он эмигрирует в Румынию, где начинает заниматься публицистической деятельностью. Летом 1856 г. Раковский переезжает в г.Нови Сад. Здесь он работает как журналист, пишет статьи и заметки о положении болгарского народа. В 1856 г. вышла первая книга Раковского - “Предвестник лесного странника, а в 1857 г. первый номер его газеты - “Болгарский дневник”, имеющей яркую политическую окраску. В Нови Саде Раковский завершает работу над поэмой “Лесной странник” - сочинение антиосманской направленности. По требованию турецких властей осенью 1857 г. он был выслан за пределы Австрии и после недолгого пребывания в Румынии в марте 1858 г. приехал в Россию. Он поселился в Одессе - городе, издавна связанном с Болгарией тесными общественными и культурными связями. В России Раковский занялся сбором материалов, рукописей и сказаний, относящихся к истории болгарского народа. Справедливо полагая, что для пробуждения национального самосознания болгар необходимо обращение к его прошлому, он приступил к описанию исторических событий, посвященных болгарскому средневековью. Эти труды опубликованы Раковским уже в Белграде, куда он переехал в нач. 1860. В Сербии ему удалось наладить выпуск газеты “Дунайский лебедь”, ставшей чрезвычайно популярной в Болгарии и в целом на Балканах. В Белграде Раковский продолжил разработку планов освобождения Болгарии от османского владычества. Предусматривалось создание в Сербии вооруженного болгарского отряда для его последующей переброски в Болгарию. Последние годы жизни Раковский провел в Румынии, где с 1863 г. издавал газету “Будущность”. В Бухаресте ему удалось напечатать свой труд, написанный еще в Одессе - “Болгарская старина”. Раковский постоянно выступал за независимость Болгарии , а основным средством ее достижения считал вооруженную борьбу. Главная роль в освобождении страны от османского ига, согласно планам Раковского, должна была принадлежать вооруженным отрядам болгар, сформированных на территории других стран. Появление этих отрядов в Болгарии должно было, по убеждению Раковского, вызвать в стране антиосманские выступления. Уязвимость этого плана была очевидной. Сформированные вне Болгарии отряды быстро распадались, а вторжение отдельных из них не приносило желаемых результатов. В конце жизни Раковский пришел к выводу о необходимости перехода от четнической тактики к организованным формам борьбы.

Страницы: 1 2 3

Драгуны.
Нарвскии разгром 1700 года явственно высве­тил недостатки, присущие поместной дво­рянской кавалерии,— низкую боевую подго­товку, неукомплектованность, пренебреже­ние дисциплиной. Петр прекрасно понимал, что без современной мобильной и хорошо вооруженной конницы одолеть шведов будет невозможно. И на протяжении 1701 года, беря за пример о ...

Людовик IX
ЛЮДОВИК IX Святой (Louis IX le Saint) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа — 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик — один из «трех великих Капетингов ». Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского ...

Российская государственность в условиях монголо-татарского нашествия. Объединение русских земель вокруг Москвы
Кризис Древнерусской монархии и предпосылки политической децентрализации Киевской Руси. Процесс образования самостоятельных княжеств и изменение характера великокняжеской власти. Внешняя политика периода феодальной раздробленности. Борьба северо-западной Руси против агрессии немецких и шведских феодалов. Александр Невский. Нашествие мо ...