Народности, создавшие государствоСтраница 1
Дальше других в своем развитии цивилизационном продвинулись майя, ацтеки и инки, создавшие свою государственность.
Майя – группа индийских народов, живших на территории юга современной Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Белиза. Считается, что предки майя пришли в эти места с севера в IV – III тыс. до н. э. Первая значительная цивилизация майя сложилась на рубеже нашей эры. Это было несколько десятков городов-государств, наиболее известными из которых были: Вашактун, Яшчилан, Тикаль, Паленке, Копан и др. В VII – IX вв. почти все города-государства майя погибли в результате внутренних кризисов, а также из-за нашествия вражеских племен. Большинство городов жители покинули навсегда, в другие, как например Чичен-Ицу (что означает «у колодца Ицу») на полуострове Юкатан, вернулись спустя столетия. В X – XI вв. он стал крупнейшим культурным центром майя. В XII в. этот город был захвачен войсками могущественного соседнего города-государства Майяпана. В середине XV в. это вызвало восстание жителей, зависимых от Майяпана городов. Майяпан был захвачен и разграблен. Образовалось несколько враждующих между собой государств, и началась смуты и братоубийственных войн. Дополненная эпидемиями конца XV в., она привела к опустошению и окончательному упадку некогда цветущих городов. Такой увидели цивилизацию майя европейцы в 40-е гг. XVI в.
Основным хозяйственным занятием майя было подсечно-огневое земледелие, организованное в целом на довольно примитивном уровне. Майя не знали скотоводства и не имели одомашненных животных. Единственным прирученным зверем у них была собака, мясо которой употреблялось в пищу. Пищу животного происхождения они получали также от охоты на диких зверей, птиц и от рыбной ловли.
Хозяйственным достижением майя было изобретение вертикального ткацкого станка, с помощью которого они делали прекрасные узорчатые ткани из волокна хлопка или агавы. Развито было и гончарное дело, и их керамическая утварь украшалась художественной выпуклой лепкой и цветной росписью.
Изделия из метала они получали от соседних племен в обмен на продукты земледелия и ткани. Важными предметами меновой торговли были соль, рыба, мед, рабы. В качестве денег майя использовали бабы какао.
В обществе майя существовало значительное социальное и имущественное неравенство. Наверху социальной иерархии находились верховные правители городов, власть которых была неограниченной. Рядом с ними стояли их приближенные – советники, жрецы, наместники завоеванных территорий. Нижние ступени занимали зависимое население и рабы.
Майя первыми в Америке разработали усовершенствованную форму иероглифического письма. Они писали на листах бумаги, сделанных из растительного волокна. Великолепные математики и астрологи, майя составили два календаря. Изучив движение Земли вокруг Солнца, они точно высчитали годовой цикл, состоявший из 365 дней. Другой – священный 260-дневный календарь применялся для предсказаний. Его умели читать только жрецы, которую играли важную роль в жизни общества.
Особенностями религиозного культа майя были кровавые самоистязания – через раны, полагали майя, человеку передаются энергия и знания богов, человеческие жертвоприношения – люди должны были отблагодарить богов за дарованную им жизнь, и каннибализм – майя были уверены, что, поедая жертвенного соплеменника, они приобретут все его достоинства. Поэтому для жертв выбирались лучшие из лучших – молодые, здоровые, красивые. Масштабы человеческих жертвоприношений были очень велики, и, действуя так, майя лишали себя будущего.
Другим крупным народом, создавшим раннюю городскую цивилизацию Америки, были тольтеки. Во II – I вв. до н. э. они начали строить город Теотиутакан – он находился на территории современной Мексики, в долине Мехико. Эпоху расцвета Теотиутакан переживал в III – IV вв. н. э. Он занимал площадь 25 кв. км и насчитывал 50-80 тыс. жителей. Пирамиды, площади, мастерские, жилые дома и рынки располагались по строгому плану. Стены величественных зданий, дворцов и храмов были покрыты штукатуркой и расписаны фресками, как правило, на мифологические сюжеты. Главным божеством тольтеков был богочеловек Кецалькоатль («пернатый змей»).
Государство тольтеков перестало существовать около X в. в результате вторжения соседских племен, голода и эпидемии чумы. Наследниками культуры Теотиукана стали ацтеки.
Ацтеки появились в долине Мехико в XII в. в числе прочих кочевых племен, завоевали и ассимилировали местное население и стали возводить свою генеалогию к покоренным ими тольтеками. Около 1325 г. ацтеки основали город Теночтиплан. Город делился на четыре стороны света, и на двадцать малых кварталов, соответствующих делению ацтеков на племена и рода. Период независимого существования этого государства был недолгим: уже в 1519 – 1521 гг. оно было завоевано испанцами.
«Русская правда» Пестеля
Над конституционным проектом Пестель работал с 1820 по 1824 годы. Этот проект был делом его жизни. Павел Иванович постоянного совершенствовал его, подвергая переделкам, изменениям и дополнениям. Первоначально проект назывался «Конституция Государственный Завет». Основные положения его обсуждались на первом съезде руководства Южного обще ...
Христианство
Христианство играло в этих процессах далеко не однозначную роль, будучи представленным тремя потоками: автохтонным (восточнохристианским), западномиссионерским и отпочковавшимися от него «национальными церквами».
Впервые посланцы «христианского Запада» появились на Востоке, как известно, еще до европейской реформации христианства, нача ...
Россия в первой половине XIX в.
Промышленный переворот на Западе и его значение. Россия на фоне мировых тенденций развития, нарастание ее отставания от стран Европы.
Либерально-реформаторский курс Александра I. Государственные реформы первой четверти XIX в. (министерская, сенатская, губернская), проекты преобразований крестьянской жизни, их реализация и результаты. Р ...