Политические взгляды революционераСтраница 1
Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.
Во время, когда Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».
К периоду пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.
Вера Сунь Ят-сена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.
Отношение Сунь Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.
Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:
национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;
народовластие (учреждение республики);
народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).
Политические взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».
Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», - писал он.[7]
Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.
В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.
Сунь Ят-сен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ят-сен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.
Российская государственность в условиях монголо-татарского нашествия.
Объединение русских земель вокруг Москвы
Кризис Древнерусской монархии и предпосылки политической децентрализации Киевской Руси. Процесс образования самостоятельных княжеств и изменение характера великокняжеской власти.
Внешняя политика периода феодальной раздробленности. Борьба северо-западной Руси против агрессии немецких и шведских феодалов. Александр Невский. Нашествие мо ...
Создание союза СССР
30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра открылся I Всесоюзный съезд советов. Он принял решение о создании Союза ССР, утвердил Декларацию о создании СССР и Союзный Договор. Согласно этим документам четыре советские республики – РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР – образовали единое союзное государство. Договор определял структуру ...
Малайзия в раннее Новое время
До начала XVI в. в истории Малайи был период успешного развития, связанного с подъемом в области торговли и больших культурных достижений. Господствовавшей религией являлся ислам.
С начала XVI в. Малайя подверглась колониальной экспансии со стороны европейских держав. В 1511 г. португальцами была захвачена Малакка, являвшаяся крупным п ...